Неделя 4‑я Великого поста. Преп. Иоанна Лествичника (VI в.) – 14 апреля.

В древнем Иерусалиме в Неделю 4-ю Великого поста читали притчу о милосердном самарянине (Лк.10:25-37); практика чтения этого фрагмента на литургии засвидетельствована уже в Лекционарии VII – VIII вв. В дальнейшем на тему этой притчи были составлены канон и стихиры; таким образом, древнейшей памятью Недели 4-й Великого поста является осмысление притчи о милосердном самарянине и в Иерусалиме эта память была актуальна вплоть до конца существования древней иерусалимской традиции, то есть до начала XI века.

В то же время в Константинополе Неделя 4-я долгое время не имела специальной памяти и здесь совершалось обычное воскресное богослужение. И Типикон Великой церкви, и ранние редакции Студийского Устава указывают для этой недели только рядовые чтения на литургии, которые мы читаем и в настоящее время: Апостол 314-е зачало (Евр6:13–20) и Евангелие от Марка зачало 40 (об исцелении бесноватого отрока – Мк.9:17–31).

Когда в середине XI века появился Иерусалимский устав (который представлял собой переработанную в Палестине версию Студийского устава), в нем появился «синтетический» вариант богослужения Недели 4-й поста: чтения полагались константинопольские, однако песнопения Триоди были связаны с древней темой – притчей о милосердном самарянине.

Лишь начиная с XIV века в греческих уставах стали добавлять в службу Недели 4-й песнопения преподобному Иоанну Лествичнику. Эта практика связана с древней традицией переносить службы святым на субботние и воскресные дни, а память преподобного Иоанна Лествичника по Минее – 30 марта; при поздней Пасхе она попадает примерно на 4-е воскресение поста (совпадение памяти преподобного Иоанна по Месяцеслову с Неделей 4-й поста имеет место в случае Пасхи 20 апреля по старому стилю). Кроме того, аскетические творения преподобного Иоанна (в первую очередь знаменитая «Лествица») гармонируют с настроением, которое характерно для периода Святой Четыредесятницы.

Таким образом, память преподобного Иоанна в неделю 4-ю поста – одна из позднейших памятей Триоди (позже нее появилась только память свят. Григория Паламы в Неделю 2-ю поста)

В Русской Церкви в XV – середине XVII века служение преподобному Иоанну в Неделю 4-ю Великого поста указывается, однако служба святому не была обязательной: настоятель мог по своему усмотрению вместо нее совершить службу святого Минеи. Также характерно, что песнопения преподобного Иоанна отсутствовали в Триоди, их следовало брать из Минеи 30 марта. Вообще, рубрика, посвященная неделе 4-й, в дониконовских Триодях – одна из самых кратких: здесь помещали только уставные указания и единственное песнопение с полным текстом – самогласен в конце утрени.

После середины XVII века служба Недели 4-й поста приобрела современный вид: песнопения преподобного Иоанна были перенесены в Триодь, теперь его служба обязательна к совершению в этот воскресный день, отменяется только в строго определенных случаях: при совпадении Недели 4-й с полиелейным, престольным праздником, а также с любым из трех дней благовещенского цикла (предпразднство Благовещения, сам праздник и его попразднство).

В Русской Церкви в службе Недели 4-й Великого поста древняя тема притчи о милосердном самарянине сохранилась только в покаянном каноне Триоди на утрене. В то же время в современном греческом Уставе этого канона нет, там в Неделю 4-ю поются службы только воскресная гласа и преподобного Иоанна Лествичника; тексты службы преподобному полностью тождественны службе Минеи 30 марта.

Основная идея покаянного канона Недели 4-й на притчу о милосердном самарянине – актуализация притчи к каждому из нас. Все мы подобны тому несчастному путнику, вместо разбойников вещественных нас угнетают и ранят страсти и единственная наша надежда на спасение — Христос Господь, образом которого и является милосердный самарянин из притчи.

Азбука веры

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.