Евангелие и Апостол дня на предстоящую седмицу 2- 7 октября

 

Святой князь Игорь Черниговский 2 октября

Понедельник

19 сентября по ст. ст.
Поста нет

Мчч. Трофима, Савватия и Доримедонта (276). Мч. Зосимы пустынника (IV).

Блгв. вел. кн. Игоря Черниговского и Киевского (1147). Блгвв. князей Феодора Смоленского (1299) и чад его Давида (1321) и Константина, Ярославских чудотворцев. Прп. Алексия Зосимовсого (1928). Сщмч. Константина и с ним двух мучеников (1918). Сщмч. Николая пресвитера (1919). Сщмч. Константина (1937). Сщмч. Нила пресвитера, прмц. Марии (1938). Сщмч. Никандра пресвитера (1939).

Послание к Ефесянам
Тѣ́мже отлóжше лжý, глагóлите и́стину кíйждо ко и́скреннему своемý, занé есмы́ дрýгъ дрýгу ýдове. Гнѣ́вайтеся и не согрѣшáйте: сóлнце да не зáйдетъ въ гнѣ́вѣ вáшемъ: нижé дади́те мѣ́ста дiáволу. Крады́й ктомý да не крáдетъ, но пáче да труждáется, дѣ́лая свои́ма рукáма благóе, да и́мать подáяти трéбующему. Вся́ко слóво гни́ло да не исхóдитъ изъ ýстъ вáшихъ, но тóчiю éже éсть благо къ создáнiю вѣ́ры, да дáстъ благодáть слы́шащымъ. И не оскорбля́йте Дýха святáго Бóжiя, и́мже знáменастеся въ дéнь избавлéнiя. Вся́ка гóресть, и гнѣ́въ, и я́рость, и кли́чь, и хулá да вóзмется от вáсъ, со вся́кою злóбою: бывáйте же дрýгъ ко дрýгу блáзи, милосéрди, прощáюще дрýгъ дрýгу, я́коже и Бóгъ во Христѣ́ прости́лъ éсть вáмъ. Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу. Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места диаволу. Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся. Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас.
Евангелие от Луки
И́родъ же четвертовла́стникъ, облича́емъ от него́ о Иродiа́дѣ женѣ́ бра́та своего́, и о всѣ́хъ, я́же сотвори́ зла́я И́родъ, приложи́ и сiе́ надъ всѣ́ми, и затвори́ Иоа́нна въ темни́цѣ. Бы́сть же егдá крести́шася вси́ лю́дiе, и Иисýсу крéщшуся и моля́щуся, отвéрзеся нéбо, и сни́де Дýхъ святы́й тѣлéснымъ о́бразомъ, я́ко гóлубь, нáнь: и глáсъ съ небесé бы́сть, глагóля: ты́ еси́ Сы́нъ мóй возлю́бленный, о тебѣ́ благоволи́хъ. Ирод же четвертовластник, обличаемый от него за Иродиаду, жену брата своего, и за всё, что сделал Ирод худого, прибавил ко всему прочему и то́, что заключил Иоанна в темницу. Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!

Мысли святителя Феофана Затворника

(Лк. З, 19-22)

Ирод — образ раздраженного самолюбия, от встревожения совести обличениями правды, чающего избавиться от этой неприятности насилием. Иоанн Предтеча — образ правды, гонимой самолюбием, когда оно обладает средствами к тому. Как ни умягчай правды снисхождением и оборотами речи, какие может изобретать нежность любви, не желающей наносить другому уязвление в сердце, лик правды предстанет перед очами совести, и там, внутри, подымает бурю обличения. Самость недальновидна и не может различить, что обличение не совне, а внутри, и всею своею силою восстает на внешнего обличителя. Заградив ему уста, она чает заглушить и внутренний голос. Не успевает, однако; не туда обращается забота. Надо совесть умиротворить; тогда, сколько ни будь внешних обличителей, мира внутреннего они не нарушат, а разве только углубят его, заставив собрать внутри успокоительные убеждения, -веру в распятого Господа, искренность покаяния и исповеди, и твердость решения не делать ничего против совести. Вот куда обратись, а Иоаннов всех не пересажать в темницы; ибо слово правды Божией всюду ходит по земле, и всякое из них для тебя Иоанн — обличитель.

Великомученик Евстафий Плакида 3 октября

Вторник

20 сентября по ст.ст.

Поста нет

Вмч. Евстафия Плакиды, жены его Феопистии и чад их Агапия и Феописта (ок. 118).

Мчч. и испп. Михаила, кн. Черниговского, и болярина его Феодора, чудотворцев (1245). Прп. и блгв. кн. Олега Брянского (ок. 1285). Собор Брянских святых. Сщмчч. Феоктиста и Александра пресвитеров (1937).

Послание к Ефесянам
Благодаря́ще всегдá о всѣ́хъ о и́мени Гóспода нáшего Иисýса Христá Бóгу и Отцý, повинýющеся дрýгъ дрýгу въ стрáсѣ Бóжiи. Жены́, свои́мъ мужéмъ повинýйтеся, я́коже Гóсподу, занé мýжъ главá éсть жены́, я́коже и Христóсъ главá цéркве, и тóй éсть спаси́тель тѣ́ла: но я́коже цéрковь повинýется Христý, тáкожде и жены́ свои́мъ мужéмъ во всéмъ. Мýжiе, люби́те своя́ жены́, я́коже и Христóсъ возлюби́ цéрковь, и себé предадé за ню́, да освяти́тъ ю́, очи́стивъ бáнею вóдною въ глагóлѣ. Благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа, повинуясь друг другу в страхе Божием. Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова.
Евангелие от Луки
И то́й бѣ́ Иису́съ я́ко лѣ́тъ три́десять начина́я, сы́й, я́ко мни́мь, Сы́нъ Ио́сифовъ, илі́евъ, Матѳа́товъ, Леві́инъ, Мелхі́инъ, Ианна́евъ, Ио́сифовъ, маттаѳі́евъ, Амо́совъ, нау́мовъ, если́мовъ, нагге́овъ, маа́ѳовъ, маттаѳі́евъ, семеі́евъ, Ио́сифовъ, Иу́динъ, Иоа́ннановъ, риса́евъ, зорова́велевъ, Салаѳiи́левъ, нирі́евъ, Мелхі́евъ, Адді́евъ, коса́мовъ, Елмода́мовъ, И́ровъ, Иосі́евъ, Елiезе́ровъ, Иори́мовъ, Матѳа́товъ, Леві́инъ, Симео́новъ, Иу́динъ, Ио́сифовъ, Иона́новъ, Елiаки́мовъ, мелеа́евъ, маина́новъ, маттаѳа́евъ, наѳа́новъ, Дави́довъ, Иессе́овъ, ови́довъ, воо́зовъ, Салмо́новъ, Наассо́новъ, Аминада́вовъ, Ара́мовъ, Есро́мовъ, Фаре́совъ, Иу́динъ, Иа́ковль, Исаа́ковъ, Авраа́мовъ, Ѳа́ринъ, Нахо́ровъ, Серу́ховъ, Рага́вовъ, Фале́ковъ, Еве́ровъ, Сала́новъ, Каина́новъ, Арфакса́довъ, Си́мовъ, Но́евъ, ла́меховъ, Маѳуса́левъ, Ено́ховъ, Иа́редовъ, Малелеи́ловъ, Каина́новъ, Ено́совъ, Си́ѳовъ, Ада́мовъ, Бо́жiй. Иисýсъ же испóлнь Дýха свя́та возврати́ся от Иордáна: и ведя́шеся Дýхомъ въ пусты́ню. Иисус, начиная Своё служение, был лет тридцати, и был, как думали, Сын Иосифов, Илиев, Матфатов, Левиин, Мелхиев, Ианнаев, Иосифов, Маттафиев, Амосов, Наумов, Еслимов, Наггеев, Маафов, Маттафиев, Семеиев, Иосифов, Иудин, Иоаннанов, Рисаев, Зоровавелев, Салафиилев, Нириев, Мелхиев, Аддиев, Косамов, Елмодамов, Иров, Иосиев, Елиезеров, Иоримов, Матфатов, Левиин, Симеонов, Иудин, Иосифов, Ионанов, Елиакимов, Мелеаев, Маинанов, Маттафаев, Нафанов, Давидов, Иессеев, Овидов, Воозов, Салмонов, Наассонов, Аминадавов, Арамов, Есромов, Фаресов, Иудин, Иаковлев, Исааков, Авраамов, Фаррин, Нахоров, Серухов, Рагавов, Фалеков, Еверов, Салин, Каинанов, Арфаксадов, Симов, Ноев, Ламехов, Мафусалов, Енохов, Иаредов, Малелеилов, Каинанов, Еносов, Сифов, Адамов, Божий. Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню.
Святитель Димитрий, митрополит Ростовский 4 октября

Среда

21 сентября по ст.ст.

Пища с растительным маслом

Отдание праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня.

Ап. от 70-ти Кодрата (ок. 130). Свтт. Исаакия и Мелетия, епископов Кипрских. Мчч. Евсевия и Приска (IV).

Обретение мощей свт. Димитрия, митр. Ростовского (1752). Сщмчч. Ипатия епископа и Андрея пресвитера (ок. 730-735). Прп. Даниила Шужгорского (XVI). Прп. Иосифа Заоникиевского (1612). Сщмчч. Александра, Алексия, Константина, Иоанна пресвитеров (1918). Прмч. Маврикия и с ним мч. Василия (1937). Сщмчч. Валента, Александра, Иоанна, Андрея, Петра, Иоанна пресвитеров (1937). Сщмч. Иоанна пресвитера (1938). Сщмч. Василия пресвитера (1942).

Послание к Ефесянам
Мýжiе, люби́те своя́ жены́, я́коже и Христóсъ возлюби́ цéрковь, и себé предадé за ню́, да освяти́тъ ю́, очи́стивъ бáнею вóдною въ глагóлѣ: да предстáвитъ ю́ себѣ́ слáвну цéрковь, не имýщу сквéрны, или́ порóка, или́ нѣ́что от таковы́хъ, но да бýдетъ свя́та и непорóчна. Тáко дóлжни сýть мýжiе люби́ти своя́ жены́, я́ко своя́ тѣлесá: любя́й бо свою́ женý, себé самáго лю́битъ. Никтóже бо когдá свою́ плóть возненави́дѣ, но питáетъ и грѣ́етъ ю́, я́коже и Госпóдь цéрковь: занé ýди есмы́ тѣ́ла егó, от плóти егó и от костéй егó. Сегó рáди остáвитъ человѣ́къ отцá своегó и мáтерь, и прилѣ́пится къ женѣ́ своéй, и бýдета двá въ плóть еди́ну. Тáйна сiя́ великá éсть: áзъ же глагóлю во Христá и во цéрковь. Обáче и вы́, по еди́ному кíйждо свою́ женý си́це да лю́битъ, я́коже и себé: а женá да бои́тся своегó мýжа. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа.
Евангелие от Луки
Иисýсъ же испóлнь Дýха свя́та возврати́ся от Иордáна: и ведя́шеся Дýхомъ въ пусты́ню, днíй четы́ридесять искушáемь от дiáвола: и не я́стъ ничесóже во дни́ ты́я: и скончáвшымся и́мъ, послѣди́ взалкá. И речé емý дiáволъ: áще Сы́нъ еси́ Бóжiй, рцы́ кáменеви семý, да бýдетъ хлѣ́бъ. И отвѣщá Иисýсъ къ немý, глагóля: пи́сано éсть, я́ко не о хлѣ́бѣ еди́номъ жи́въ бýдетъ человѣ́къ, но о вся́комъ глагóлѣ Бóжiи. И возвéдъ егó дiáволъ на горý высокý, показá емý вся́ цáрствiя вселéнныя въ чáсѣ врéменнѣ. И речé емý дiáволъ: тебѣ́ дáмъ влáсть сiю́ всю́ и слáву и́хъ: я́ко мнѣ́ преданá éсть, и, емýже áще хощý, дáмъ ю́: ты́ ýбо áще поклони́шися прéдо мнóю, бýдутъ тебѣ́ вся́. И отвѣщáвъ речé емý Иисýсъ: иди́ за мнóю, сатанó пи́сано éсть: поклони́шися Гóсподу Бóгу твоемý, и томý еди́ному послýжиши. И ведé егó во Иерусали́мъ, и постáви егó на крилѣ́ церкóвнѣмъ, и речé емý: áще Сы́нъ еси́ Бóжiй, вéрзися отсю́ду дóлу: пи́сано бо éсть, я́ко áнгеломъ свои́мъ заповѣ́сть о тебѣ́ сохрани́ти тя́: и на рукáхъ вóзмутъ тя́, да не когдá преткнéши о кáмень нóгу твою́. И отвѣщáвъ речé емý Иисýсъ, я́ко речéно éсть: не искýсиши Гóспода Бóга твоегó. И скончáвъ всé искушéнiе дiáволъ, отъи́де от негó до врéмене. И возврати́ся Иисýсъ въ си́лѣ духóвнѣй въ Галилéю: и вѣ́сть изы́де по всéй странѣ́ о нéмъ. И тóй учáше на сóнмищихъ и́хъ, слáвимъ всѣ́ми. Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал. И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом. Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим. И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твое. Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи. И повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя; и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему в ответ: сказано: не искушай Господа Бога твоего. И, окончив всё искушение, диавол отошел от Него до времени. И возвратился Иисус в силе духа в Галилею; и разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране. Он учил в синагогах их, и от всех был прославляем.

Мысли святителя Феофана Затворника

(Лк. 4, 1-15)

Диавол приступает с искушением к Богочеловеку — кто же из людей бывает от того свободен? Тот, кто ходит по воле лукавого; он не испытывает нападений, а только направляем бывает все на большее и большее зло; коль же скоро кто начинает приходить в себя и задумывает начать новую жизнь по воле Божией, тотчас приходит в движение вся область сатанинская: кто с чем спешит, чтобы рассеять добрые мысли и начинания кающегося. Не успеют отклонить, — стараются помешать доброму покаянию и исповеди; здесь не успеют, — ухитряются посеять плевелы среди плодов покаяния и трудов в очищении сердца; не успевают худа внушить, — покушаются добро покривить; внутренне бывают отражаемы — внешне нападают, и так до конца жизни. Даже умереть спокойно не дают; и по смерти гонятся за душою, пока не минует она воздушные пространства, где они витают и держат притоны. «Как же, — ведь это безотрадно и страшно»! Для верующего ничего тут нет страшного, потому что бесы только хлопочут около богобоязливого, а силы никакой не имеют. Трезвенный молитвенник стрелы из себя на них пускает, и они далеко держатся от него, не смея подступить и боясь испытанного поражения. Если же успевают в чем, то по нашей оплошности. Ослабеем вниманием или позволим себе увлечься призраками их, — они тут как тут, и начнут тревожить смелее. Не опомнись во время — закружат, а опомнится душа, опять отскочут, и издали подсматривают, нельзя ли опять как-нибудь подойти. Итак, трезвись, бодрствуй, молись, и враги ничего тебе не сделают.

История пророка Ионы 5 октября

Четверг

22 сентября по ст.ст.

Поста нет

Прор. Ионы (VIII до Р.Х.). Сщмч. Фоки, еп. Синопийского (117). Мч. Фоки вертоградаря (ок. 320). Прав. Петра, бывшего мытаря (VI). Прп. Ионы пресвитера, отца (IX) свв.Феофана, творца канонов, и Феодора Начертанных.

Блж. Параскевы Дивеевской (1915). Прп. Ионы Яшезерского (1589-1592). Прп. Макария Жабынского, Белевского чудотворца (1623). Сщмч. Феодосия Бразского (1694) (Рум.). Собор Тульских святых. Сщмч. Вениамина, еп. Романовского (1930).

Послание к Ефесянам
Обáче и вы́, по еди́ному кíйждо свою́ женý си́це да лю́битъ, я́коже и себé: а женá да бои́тся своегó мýжа. Чáда, послýшайте свóихъ роди́телей о Гóсподѣ: сié бо éсть прáведно. Чти́ отцá твоегó и мáтерь: я́же éсть зáповѣдь пéрвая во обѣтовáнiи: да блáго ти́ бýдетъ, и бýдеши долголѣ́тенъ на земли́. И отцы́, не раздражáйте чáдъ свои́хъ, но воспитовáйте и́хъ въ наказáнiи и учéнiи Госпóдни. Раби́, послýшайте госпóдiй свои́хъ по плóти со стрáхомъ и трéпетомъ, въ простотѣ́ сéрдца вáшего, я́коже и Христá, не предъ очи́ма тóчiю рабóтающе я́ко человѣкоугóдницы, но я́коже раби́ Христóвы, творя́ще вóлю Бóжiю от души́, со благоразýмiемъ служáще я́коже Гóсподу, а не я́ко человѣ́комъ, вѣ́дяще, я́ко кíйждо, éже áще сотвори́тъ благóе, сié прiи́метъ от Гóспода, áще рáбъ, áще свобóдь. И госпóдiе, тáяжде твори́те къ ни́мъ, послабля́юще и́мъ прещéнiя, вѣ́дуще, я́ко и вáмъ самѣ́мъ и тѣ́мъ Госпóдь éсть на небесѣ́хъ, и обиновéнiя лицá нѣ́сть у негó. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа. Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле. И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем. Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души, служа с усердием, как Господу, а не как человекам, зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный. И вы, господа, поступайте с ними так же, умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия.
Евангелие от Луки
И прiи́де въ назарéтъ, идѣ́же бѣ́ воспитáнъ: и вни́де, по обы́чаю своемý, въ дéнь суббóтный въ сóнмище, и востá чести́. И дáша емý кни́гу Исáiи прорóка: и разгнýвъ кни́гу, обрѣ́те мѣ́сто, идѣ́же бѣ́ напи́сано: Дýхъ Госпóдень на мнѣ́: егóже рáди помáза мя́ благовѣсти́ти ни́щымъ, послá мя исцѣли́ти сокрушéнныя сéрдцемъ, проповѣ́дати плѣнéннымъ отпущéнiе и слѣпы́мъ прозрѣ́нiе, отпусти́ти сокрушéнныя во отрáду, проповѣ́дати лѣ́то Госпóдне прiя́тно. И согнýвъ кни́гу, отдáвъ слузѣ́, сѣ́де: и всѣ́мъ въ сóнмищи óчи бѣ́ху зря́ще нáнь. И нача́тъ глаго́лати къ ни́мъ, я́ко дне́сь сбы́стся писа́нiе сiе́ во у́шiю ва́шею. И вси́ свидѣ́телствоваху ему́, и дивля́хуся о словесѣ́хъ благода́ти, исходя́щихъ изъ у́стъ его́, и глаго́лаху: не се́й ли е́сть Сы́нъ Ио́сифовъ? И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное. И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами. И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?
Зачатие Иоанна Предтечи 6 октября

Пятница

23 сентября по ст.ст.

Пища с растительным маслом

Зачатие честного, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Прославление свт. Иннокентия, митр. Московского (1977). Прпп. жен Ксанфиппы и Поликсении (109). Мц. Ираиды девы (ок. 308). Мчч. Андрея, Иоанна и чад Иоанновых Петра и Антонина (IX). Сщмч. Иоанна пресвитера (1937). Словенской иконы Божией Матери (1635).

Послание к Ефесянам
Вся́кою моли́твою и молéнiемъ моля́щеся на вся́ко врéмя дýхомъ, и въ сié и́стое бдя́ще во вся́комъ терпѣ́нiи и моли́твѣ о всѣ́хъ святы́хъ и о мнѣ́, да дáстся ми́ слóво во отверзéнiе ýстъ мои́хъ, съ дерзновéнiемъ сказáти тáйну благовѣствовáнiя, о нéмже посóлствую во ýзахъ, да въ нéмъ дерзáю, я́коже подобáетъ ми́ глагóлати. Да увѣ́сте же и вы́, я́же о мнѣ́, чтó дѣ́лаю, вся́ скáжетъ вáмъ тихи́къ, возлю́бленный брáтъ и вѣ́ренъ служи́тель о Гóсподѣ, егóже послáхъ къ вáмъ на сié и́стое, да увѣ́сте, я́же о нáсъ, и да утѣ́шитъ сердцá вáша. Ми́ръ брáтiи и любо́вь съ вѣ́рою от Бóга Отцá и Гóспода Иисýса Христá. Благодáть со всѣ́ми лю́бящими Гóспода нáшего Иисýса Христá въ неистлѣ́нiи. Ами́нь. Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых и о мне, дабы мне дано было слово — устами моими открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования, для которого я исполняю посольство в узах, дабы я смело проповедовал, ка́к мне должно. А дабы и вы знали о моих обстоятельствах и делах, обо всем известит вас Тихик, возлюбленный брат и верный в Господе служитель, которого я и послал к вам для того самого, чтобы вы узнали о нас и чтобы он утешил сердца ваши. Мир братиям и любовь с верою от Бога Отца и Господа Иисуса Христа. Благодать со всеми, неизменно любящими Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.
Евангелие от Луки
Речé же: ами́нь глагóлю вáмъ, я́ко ни котóрый прорóкъ прiя́тенъ éсть во отéчествiи своéмъ: пои́стиннѣ же глагóлю вáмъ: мнóги вдови́цы бѣ́ша во дни́ илiины́ во Изрáили, егдá заключи́ся нéбо три́ лѣ́та и мéсяцъ шéсть, я́ко бы́сть глáдъ вели́къ по всéй земли́: и ни ко еди́ной и́хъ пóсланъ бы́сть илiá, тóкмо въ сарéпту Сидóнскую къ женѣ́ вдови́цѣ. И мнóзи прокажéни бѣ́ху при Елиссéи прорóцѣ во Изрáили: и ни еди́нъ же от ни́хъ очи́стися, тóкмо неемáнъ сирiани́нъ. И испóлнишася вси́ я́рости въ сóнмищи, слы́шавшiи сiя́: и востáвше изгнáша егó вóнъ изъ грáда, и ведóша егó до верхý горы́, на нéйже грáдъ и́хъ сóзданъ бя́ше, да бы́ша егó низри́нули: óнъ же прошéдъ посредѣ́ и́хъ, идя́ше. И сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве. Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле, и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую; много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина. Услышав это, все в синагоге исполнились ярости и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его; но Он, пройдя посреди них, удалился.

Мысли святителя Феофана Затворника

(Лк. 4, 22-30)

Назаретяне дивились слову Господа, а все же не веровали: помешала зависть, как открыл Сам Господь. И всякая страсть противна истине и добру, зависть же больше всех, ибо существо ее составляют ложь и злоба; эта страсть самая несправедливая и самая ядовитая и для носящего ее, и для того, на кого она обращена. В малых размерах она бывает у всякого, коль скоро равный и тем более худший берет верх. Эгоизм раздражается, и зависть начинает точить сердце. Это еще не так бывает мучительно, когда и самому открыта дорога; но когда она заграждается, и заграждается тем, к кому уже зачалась зависть, тогда стремлениям ее нет удержу: тут мир невозможен. Зависть требует свержения с горы своего противника и не успокоится, пока как-нибудь не достигнет этого, или не сгубит самого завидующего. Доброхоты, у которых симпатические чувства преобладают над эгоистическими, не страдают от зависти. Это указывает путь к погашению зависти и всякому мучимому ею. Надо спешить возбудить доброхотство, особенно к тому, которому завидуешь, и обнаружить это делом, — тотчас зависть и стихнет. Несколько повторений в том же роде, и, с Божией помощью, она совсем уляжется. Но так оставить ее — измучит, иссушит и в гроб вгонит, когда не одолеешь себя и не заставишь делать добро завидуемому.

Святой Владислав, краль Сербский 7 октября

Суббота

24 сентября по ст.ст.

Поста нет

Первомц. равноап. Феклы (I). Прп. Коприя (530). Св. царя Стефана Сербского (1224) и сына его св. царя Владислава Сербского (после 1264).

Прп. Никандра пустынножителя, Псковского чудотворца (1581). Прмч. Галактиона Вологодского (1612). Сщмч. Василия диакона (1918). Сщмчч. Андрея и Павла пресвитеров, прмч. Виталия и мчч. Василия, Сергия и Спиридона (1937). Мирожской иконы Божией Матери (1198).

Послание к Коринфянам
Не вся́ка плóть тáже плóть: но и́на ýбо плóть человѣ́комъ, и́на же плóть скотóмъ, и́на же ры́бамъ, и́на же пти́цамъ. И тѣлесá небéсная, и тѣлесá земнáя: но и́на ýбо небéснымъ слáва, и и́на земны́мъ: и́на слáва сóлнцу, и и́на слáва лунѣ́, и и́на слáва звѣздáмъ: звѣздá бо от звѣзды́ рáзнствуетъ во слáвѣ. Тáкожде и воскресéнiе мéртвыхъ: сѣ́ется въ тлѣ́нiе, востаéтъ въ нетлѣ́нiи: сѣ́ется не въ чéсть, востаéтъ въ слáвѣ: сѣ́ется въ нéмощи, востаéтъ въ си́лѣ: сѣ́ется тѣ́ло душéвное, востаéтъ тѣ́ло духóвное. Е́сть тѣ́ло душéвное, и éсть тѣ́ло духóвное. Тáко и пи́сано éсть: бы́сть пéрвый человѣ́къ Адáмъ въ дýшу жи́ву, послѣ́днiй Адáмъ въ Дýхъ животворя́щь. Не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц. Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных. Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное. Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий.
Евангелие от Луки
И сни́де въ капернаýмъ грáдъ Галилéйскiй: и бѣ́ учя́ и́хъ въ суббóты. И ужасáхуся о учéнiи егó: я́ко со влáстiю бѣ́ слóво егó. И въ сóнмищи бѣ́ человѣ́къ имы́й дýха бѣ́са нечи́ста, и возопи́ глáсомъ вéлiимъ, глагóля: остáви, чтó нáмъ и тебѣ́, Иисýсе назаря́нине, пришéлъ еси́ погуби́ти нáсъ: вѣ́мъ тя́, ктó еси́, святы́й Бóжiй. И запрети́ емý Иисýсъ, глагóля: премолчи́ и изы́ди изъ негó. И повéргъ егó бѣ́съ посредѣ́, изы́де изъ негó, никáкоже вреди́въ егó. И бы́сть ýжасъ на всѣ́хъ, и стязáхуся, дрýгъ ко дрýгу глагóлюще: чтó слóво сié, я́ко влáстiю и си́лою вели́тъ нечи́стымъ духовóмъ, и исхóдятъ? И пришел в Капернаум, город Галилейский, и учил их в дни субботние. И дивились учению Его, ибо слово Его было со властью. Был в синагоге человек, имевший нечистого духа бесовского, и он закричал громким голосом: оставь; что́ Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас; знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий. Иисус запретил ему, сказав: замолчи и выйди из него. И бес, повергнув его посреди синагоги, вышел из него, нимало не повредив ему. И напал на всех ужас, и рассуждали между собою: что это значит, что Он со властью и силою повелевает нечистым духам, и они выходят?

Мысли святителя Феофана Затворника

(1 Кор. 15, 39-45; Лк. 4, 31-36)

«Если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших» (Ин. 5, 24). «Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4, 12). Надобно получить отпущение грехов, а его получить нельзя иначе, как только верою в Сына Божия, плотью нас ради распявшегося, под условием нежелания поблажать греховным привычкам и делам; ибо когда согрешаем, то только Его имеем ходатаем к Отцу. Давшему слово воздерживаться от грехов надо принять содействующую благодать Пресвятого Духа, а она на землю низошла после того, как воссел Господь, вознесшись, одесную Бога Отца, и дается только верующему в эту дивную экономию нашего спасения, и с этою верою приступающему к Божественным таинствам, учрежденным в св. Церкви Господней, через апостолов. Так, кто не верует в Господа, как Он есть, тот не может быть чистым от грехов. Не очистившись от них, он и умрет в них; а умерши и суд приимет, по всей тяжести их. Кто хочет поблагодетельствовать кому вечноценными благодеяниями, поруководи его в вере в Господа, вере истинной, не допускающей мудрствований и колебаний.

Тех же, которые прямо или косвенно расстраивают веру в Господа, должно считать вековечными злодеями, ибо они причиняют такое зло, которое ничем нельзя поправить, и сила которого простирается на всю вечность. Не оправдает их неведение, ибо, как не ведать той истины, которая известна всему миру? Не оправдают противоубеждения, ибо начни только строго поверять их, тотчас поколеблешь их силу, и ни на чем потом не сможешь опереться, кроме как только на вере в Господа. Отстают от веры те, которые не разбирают, как должно, и оснований, и веры, и тех учений, к которым пристают. Точное исследование условий спасения приведет к убеждению, что они исполнимы только с Богом воплотившимся, умершим на кресте, и ниспославшим на землю Духа Святого. В этом и состоит существо веры христианской. Кто искренно так верует, тот никак не умрет в грехах своих, ибо он сам в себе носит силу, приносящую помилование. Неверующий же уже осужден, ибо сам в себе носит осуждение.

Преподобный Сергий Радонежский 8 октября

Воскресенье

25 сентября по ст.ст.

Поста нет

Прмч. Пафнутия египтянина и с ним 546 мучеников (III). Прп. Евфросинии Александрийской (V).

Преставление прп. Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца (1392). Прп. Евфросинии Суздальской, в миру Феодулии (1250). Перенесение мощей свт. Германа, архиеп. Казанского (1595). Прп. Досифеи затворницы, Киевской (1776). Св. Николая исп., пресвитера (1941). Обретение мощей сщмчч. Александра и Феодора пресвитеров (1985).

Второе послание к Коринфянам
Сé же глагóлю: сѣ́яй скýдостiю, скýдостiю и пóжнетъ: а сѣ́яй о благословéнiи, о благословéнiи и пóжнетъ. Кíйждо я́коже изволéнiе и́мать сéрдцемъ, не от скóрби, ни от нýжды: доброхóтна бо дáтеля лю́битъ Бóгъ. Си́ленъ же Бóгъ вся́ку благодáть изоби́ловати въ вáсъ, да о всéмъ всегдá вся́ко довóлство имýще, избы́точествуете во вся́ко дѣ́ло благо, я́коже éсть пи́сано: расточи́, дадé убóгимъ: прáвда егó пребывáетъ во вѣ́къ вѣ́ка. Дая́й же сѣ́мя сѣ́ющему и хлѣ́бъ въ снѣ́дь, да подáстъ и умнóжитъ сѣ́мя вáше, и да возрасти́тъ жи́та прáвды вáшея, да о всéмъ богатя́щеся во вся́ку простотý, я́же содѣвáетъ нáми благодарéнiе Бóгу. При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело, как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век. Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей, так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу.
Евангелие от Луки
Бы́сть же належа́щу ему́ наро́ду, да бы́ша слы́шали сло́во Бо́жiе, и то́й бѣ́ стоя́ при е́зерѣ геннисаре́тстѣ: и ви́дѣ два́ корабля́ стоя́ща при е́зерѣ: ры́барiе же отше́дше от нею́, измыва́ху мре́жи. Влѣ́зъ же въ еди́нъ от кораблю́, и́же бѣ́ Си́моновъ, моли́ его́ от земли́ отступи́ти ма́ло: и сѣ́дъ уча́ше изъ корабля́ наро́ды. Я́коже преста́ глаго́ля, рече́ къ Си́мону: поступи́ во глубину́, и вве́рзите мре́жи ва́шя въ лови́тву. И отвѣщáвъ Си́монъ речé емý: настáвниче, объ нóщь всю́ трýждшеся, ничесóже я́хомъ: по глагóлу же твоемý ввéргу мрéжу. И сé сотвóрше, я́ша мнóжество ры́бъ мнóго: протерзáшеся же мрéжа и́хъ. И поманýша причáстникомъ, и́же бѣ́ху во друзѣ́мъ корабли́, да пришéдше помóгутъ и́мъ: и прiидóша, и испóлниша óба корабля́, я́ко погружáтися и́ма. Ви́дѣвъ же Си́монъ пéтръ, припадé къ колѣ́нома Иисýсовома, глагóля: изы́ди от менé, я́ко мýжъ грѣ́шенъ éсмь, Гóсподи. У́жасъ бо одержа́ше его́ и вся́ су́щыя съ ни́мъ, о лови́твѣ ры́бъ, я́же я́ша. Та́кожде же Иа́кова и Иоа́нна сы́на зеведе́ова, я́же бѣ́ста обе́щника Си́монови. И рече́ къ Си́мону Иису́съ: не бо́йся: отсе́лѣ бу́деши человѣ́ки ловя́. И извле́кше о́ба корабля́ на зе́млю, оста́вльше вся́, вслѣ́дъ его́ идо́ша. Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним.

Мысли святителя Феофана Затворника

(Лк. 5, 1-11)

Целую ночь трудились рыбари и ничего не поймали; но когда Господь вошел в их лодку и, после проповеди, велел забросить мрежу, поймалось столько, что вытащить не могли и мрежа прорвалась. Это образ всякого труда без помощи Божией, и труда с помощью Божией. Пока один человек трудится, и одними своими силами хочет чего достигнуть — все из рук валится; когда приближится к нему Господь, — откуда потечет добро за добром. В духовно-нравственном отношении невозможность успеха без Господа осязательно видна: «без Мене не можете творити ничесоже «, сказал Господь. И этот закон действует во всяком. Как ветка, если не сращена с деревом, не только плода не приносит, но иссыхая и живность теряет, так и люди, если не состоят в живом общении с Господом, плодов правды, ценных для жизни вечной, приносить не могут. Добро какое и бывает в них иногда, только на вид добро, а в существе недоброкачественно; как лесное яблоко и красно бывает с виду, а попробуй — кисло. И во внешнем, житейском отношении тоже осязательно видно: бьется, бьется иной, и все не в прок. Когда же низойдет благословение Божие, — откуда что берется. Внимательные к себе и к путям жизни опытно знают эти истины.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.