Краткий устав-схема Литургии святителя Иоанна Златоуста

Проскомидия (совершается в алтаре).

Литургия оглашенных

Отверзается завеса Царских врат.

Каждение алтаря и храма.

Дьякон: «Благослови, владыко».

Священник: «Благословено Царство…».

Дьякон – ектенья великая: «Миром Господу помолимся…».

Священник читает тайную молитву: «Господи Боже наш, егоже держава…».

Возглас: «Яко подобает Тебе…».

Хор – первый антифон (стихи 102-го псалма): «Благослови, душе моя, Господа.».

Дьякон – ектенья малая: «Паки и паки миром Господу помолимся».

Священник читает тайную молитву: «Господи Боже наш…».

Возглас: «Яко Твоя держава…».

Хор – второй антифон (стихи 145-го псалма): «Хвали, душе моя, Господа.», «Единородный Сыне…».

Священник читает тайную молитву: «Иже общая сия…».

Дьякон – ектенья малая: «Паки и паки миром Господу помолимся».

Возглас: «Яко Благ и Человеколюбец…».

Хор – третий антифон: Блаженны.

Отверзаются Царские врата.

Малый вход (с Евангелием).

Священник читает молитву входа (тайную): «Владыко Господи, Боже наш…».

Хор – входное: «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу. Спаси ны, Сыне Божий…».

Тропари и кондаки.

Возглас: «Яко Свят еси Боже наш…».

Хор – Трисвятое: «Святый Боже…».

Чтец или дьякон: Прокимен.

Чтец или дьякон: Чтение Апостола.

Каждение.

Аллилуиарий.

Священник читает тайную молитву перед Евангелием: «Возсияй в сердцах…».

Дьякон: Чтение Евангелия.

Дьякон – ектенья сугубая: «Рцем вси…».

Священник читает тайную молитву прилежного моления.

Возглас: «Яко Милостив и Человеколюбец…».

[Дьякон – ектенья заупокойная: «Помилуй нас, Боже…». Священник читает молитву: «Боже духов…».

Возглас: «Яко Ты еси Воскресение…»46.]

Закрываются Царские врата.

Дьякон – ектенья об оглашенных: «Помолитеся, оглашеннии…».

Священник читает молитву об оглашенных: «Да и тии с нами славят…».

Дьякон: «Ели́цы оглашеннии, изыдите…».

Литургия верных

Дьякон – ектенья: «Елицы верныи, паки и паки…». Священник читает тайную молитву верных (первую). Возглас: «Яко подобает Тебе…».

Дьякон – ектенья малая: «Паки и паки…».

Священник читает тайную молитву верных (вторую). Возглас: «Яко да под державою Твоею…».

Отверзаются Царские врата.

Хор: «Иже Херувимы…» (священник читает тайную молитву: «Никтоже достоин…»).

Великий вход.

Поминовение Святейшего Патриарха, епархиального архиерея и всех православных христиан.

Закрытие Царских врат и завесы.

Хор: «Яко да Царя всех подымем…».

Дьякон – ектенья: «Исполним молитву нашу…». Священник читает тайную молитву приношения. Возглас: «Щедротами Единородного Сына…». Священник: «Мир всем».

Дьякон: «Возлюбим друг друга…».

Хор: «Отца и Сына и Святаго Духа…».

Дьякон: «Двери, двери, премудростию вонмем». Отверзается завеса.

Дьякон с народом – Символ веры: «Верую во Единого Бога Отца…».

Дьякон: «Станем до́бре…».

Хор: «Милость мира…».

Священник: «Благодать Господа…».

Хор: «И со духом твоим».

Священник: «Горе имеим сердца».

Хор: «Имамы ко Господу».

Совершение Таинства

Священник: «Благодарим Господа».

Хор: «Достойно и праведно…».

Священник тайно читает Евхаристическую молитву: «Достойно и праведно…».

Священник произносит вслух. «Победную песнь поюще…». Хор: «Свят, Свят, Свят…».

Священник читает продолжение Евхаристической молитвы: «С сими и мы…».

Священник: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов».

Хор: «Аминь».

Священник: «Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многия изливаемая, во оставление грехов».

Хор: «Аминь».

Священник читает тайную молитву: «Поминающе убо…».

Священник произносит вслух: «Твоя от Твоих, Тебе приносяще о всех и за вся».

Хор: «Тебе поем, Тебе благословим…».

Освящение Даров (в алтаре), после чего:

Священник: «Изрядно о Пресвятей…».

Хор: «Достойно есть…».

Священник читает тайную молитву: «О Святем Иоанне Пророце…».

Священник произносит вслух: «В первых помяни, Господи…».

Хор: «И всех, и вся».

Священник произносит вслух: «И даждь нам единеми усты…».

Хор: «Аминь».

Священник: «И да будут милости…».

Хор: «И со духом твоим».

Дьякон – ектенья: «Вся святыя помянувше…». Священник читает тайную молитву: «Тебе предлагаем…».

Священник: «И сподоби нас, Владыко…».

Дьякон с народом: «Отче наш…».

Возглас: «Яко Твое есть Царство…».

Священник: «Мир всем».

Хор: «И духови твоему».

Дьякон: «Главы ваша Го́сподеви приклоните».

Хор: «Тебе, Господи».

Священник читает тайную молитву: «Благодарим Тя, Царю Невидимый…».

Возглас: «Благодатию, и щедротами…».

Хор: «Аминь».

Священник читает тайную молитву: «Вонми, Господи…».

Дьякон: «Вонмем».

Задергивается завеса.

Священник: «Святая святым».

Хор: «Един Свят, един Господь…».

Причастен.

Причащение священнослужителей в алтаре.

Отверзаются Царские врата.

Дьякон: «Со страхом Божиим и верою приступите».

Хор: «Благословен Грядый во Имя Господне…».

Причащение мирян.

Священник: «Спаси, Боже, люди Твоя…».

Хор: «Видехом Свет Истинный…».

Священник: «Всегда, ныне и присно…».

Хор: «Да исполнятся уста наша…».

Дьякон – ектенья: «Про́сти, прии́мше Божественных…».

Возглас: «Яко Ты еси Освящение наше…».

Священник: «С миром изыдем. О имени Господни».

Дьякон: «Господу помолимся».

Хор: «Господи, помилуй».

Священник читает заамвонную молитву: «Благословляяй благословящыя Тя, Господи…».

Хор: «Буди Имя Господне…», «Благословлю Господа…» (псалом 33).

Священник: «Благословение Господне на вас…», «Слава Тебе, Христе Боже…».

Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови».

Отпуст великий.

Хор: Многолетие.

Закрываются Царские врата и завеса.

Совершение Таинства

Центральной частью христианской Литургии, во время которой происходит преложение Святых Даров, является Анафора (Евхаристическая молитва, Евхаристический канон). Древнейшая по своему происхождению она является наиболее важным моментом всего православного богослужения в целом.

Несмотря на большое разнообразие Литургических чинопоследований, во всех Анафорах можно выделить несколько основных частей.

1. Praefatio (лат. введение) – начальная молитва

Центральной частью христианской Литургии, во время которой происходит преложение Святых Даров, является Анафора (Евхаристическая молитва, Евхаристический канон). Древнейшая по своему происхождению она является наиболее важным моментом всего православного богослужения в целом.

Несмотря на большое разнообразие Литургических чинопоследований, во всех Анафорах можно выделить несколько основных частей.

1. Praefatio (лат. введение) – начальная молитва, содержащая славословие и благодарение Богу (должна быть обращена к Богу-Отцу, хотя, в постановлениях Константинопольского Собора 1156 г. говорится о том, что Евхаристическая Жертва приносится всей Пресвятой Троице).

2. Sanctus (лат. святой) – гимн «Свят, Свят, Свят.».

3. Anamnesis (лат. воспоминание) – воспоминание Тайной Вечери с произнесением тайноустановительных слов Иисуса Христа.

4. Epiclesis (лат. призывание) – призывание Святого Духа на «предлежащие» Дары.

5. Intercessio (лат. заступничество, ходатайство) – молитвы за живых и усопших, составляющих Церковь, с воспоминанием Богородицы и всех святых.

Евхаристический канон
Совершение Святого Таинства начинается возгласом священника «Благодарим Господа», призывающим участвующих в Евхаристии христиан к благодарению, поскольку и Сам Спаситель начал священнодействие Бескровной Жертвы благодарением Своему Отцу.

Хор: «Достойно и праведно есть поклонятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней».

Священник читает тайную молитву: «Достойно и праведно Тя пети, Тя благословити, Тя хвалити, Тя благодарити…».

В этой молитве священник от лица всех предстоящих благодарит Господа за сотворение мира, за искупительный подвиг Его Сына, за все милости, явленные Им роду человеческому и за то, что Ему угодно принять от верующих в Него эту службу.

Священник произносит вслух: «Победную песнь поюще…».

Хор поет слова ангельской победной песни: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, испол нь небо и земля славы Твоея!..».

Во время пения славословия «Свят, Свят, Свят…» священник продолжает читать Евхаристическую молитву: «С сими и мы блаженными Силами, Владыко Человеколюб-че, вопием и глаголем: Свят еси и Пресвят, Ты и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святый…. даде святым Своим учеником и апостолом, рек:

(далее священник произносит вслух слова Спасителя, являющиеся установительными словами Таинства)

«Приимите, яди́те, Сие есть Тело Мое, е́же за вы ломи́мое, во оставление грехов».

Хор: «Аминь».

Священник (тихо): «Подо́бне и Чашу по вечери, глаголя: (и вслух) “Пи́йте от нея вси, Сия есть Кровь Моя Новаго Завета, я́же за вы и за многия изливаемая во оставление грехов”».

Хор: «Аминь».

Возношение Святых Даров
Священник читает тайную молитву: «Поминающе убо спасительную сию заповедь.».

Священник произносит вслух: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся».

При произнесении этих слов дьякон, а если его нет, то сам священник берет правой рукой дискос, а левой (перекрещивая руки) – Потир, поднимая их над Престолом.

Это – возношение Святых Даров в жертву Богу от всех верующих. Слова священника «Твоя» – означают «Твои Дары» (то есть хлеб и вино), а «от Твоих» – от лица Твоих верных и из Твоих многих даров выбранное мы приносим Тебе в благодарственную жертву за всех нас и за все Твои благодеяния прошедшие, настоящие, и будущие.

Преложение Святых Даров
Хор: «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш».

После возношения Даров священник начинает читать молитву эпиклезиса (греч. эпиклезис- призыв), которая вместе с установительными словами является самой существенной частью Анафоры. Эпиклезис – кульминационный момент, центр Евхаристии и всей богослужебной жизни Церкви:

«Еще приносим Ти словесную сию и безкровную службу, и просим, и молим, и ми́ли ся де́ем, низпосли́ Духа Твоего Святаго на ны и на предлежащия Дары сия».

Затем священник с умилением воздевая руки, тихо молится:

«Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим низпосла́вый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящих Ти ся».

Дьякон: «Сердце чисто сози́жди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей».

Оба благоговейно кланяются перед Престолом.

Священник повторяет: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа…».

Дьякон: «Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене».

И снова кланяются перед Престолом.

Священник в третий раз говорит: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа…».

Оба делают третий поклон перед Престолом.

Дьякон, преклонив голову и указывая орарем на дискос, говорит священнику:

«Благослови, владыко, Святый Хлеб».

Священник благословляет Святый Хлеб, произнося:

«И сотвори убо Хлеб Сей, Честное Тело Христа Твоего».

Дьякон, показывая орарем на Потир, произносит: «Аминь. Благослови, владыко, Святую Чашу».

Священник благословляет Святую Чашу, произнося:

«А еже в Чаши сей – Честну́ю Кровь Христа Твоего».

Дьякон: «Аминь».

Священник: «Излиянную за живот мира».

Дьякон: «Аминь».

Дьякон, показывая орарем на Святые Дары, произносит:

«Благослови, владыко, обоя».

Священник, благословляя Святые Дары вместе, говорит тайносовершительную формулу Таинства: «Преложив Духом Твоим Святым».

Дьякон: «Аминь, аминь, аминь».

Оба делают земной поклон.

Дьякон: «Помяни мя, святый владыко, грешнаго».

Священник: «Да помянет тя Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно, и во веки веков».

Дьякон: «Аминь».

По преложении Святых Даров священник тайно молится Богу за причастников, чтобы Святые Дары послужили им во отпущение грехов, а не в суд или во осуждение, и за всех усопших: «Якоже быти причащающимся во трезвение души.»; «Еще приносим Ти словесную сию службу о иже в вере почивших праотцех, отцех…».

Прославление Богоматери
Священник, взяв кадильницу и, покадив ею трижды, особо (слав. изрядно) вспоминает Богоматерь: «Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии.».

Хор поет: «Достойно есть, яко воистину, блажити Тя, Богородицу…».

Поминовение живых и усопших
Затем священник тайно молится, вспоминая святых, спасенных Крестной Жертвой Христа Спасителя, а также поминает живых и усопших:

«О святе́м Иоанне Пророце, Предтече и Крестители, о святых славных и всехвальных апостолех.».

Затем священник произносит вслух: «В первых помяни, Господи, Великаго Господина и Отца нашего Алексия, Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси.».

Хор: «И всех и вся».

Священник продолжает тайную молитву: «Помяни, Господи, град сей, в немже живем…».

Священник произносит вслух: «И даждь нам еди́неми усты́ и еди́нем сердцем…».

Хор: «Аминь».

Священник благословляет верующих: «И да будут милости Великаго Бога…».

Хор: «И со духом твоим».

Приготовление предстоящих к Святому Причащению
Дьякон – просительная ектенья: «Вся святыя помянувше, паки и паки миром Господу помолимся…».

Во время ектеньи священник тайно молится: «Тебе предлагаем живот наш весь и надежду, Владыко Человеко-любче…».

Молитва Господня
Священник: «И сподоби нас, Владыко, со дерзновением, неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога, Отца, и глаголати».

Хор (или дьякон с народом): «Отче наш, Иже еси на Небесех!..».

Далее священник говорит вслух заключительные слова Молитвы Господней: «Яко Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святаго Духа…».

Хор: «Аминь».

Священник: «Мир всем».

Хор: «И духови твоему».

Дьякон: «Главы ваша Господеви приклоните».

Хор: «Тебе, Господи».

Священник тайно читает: «Благодарим Тя, Царю невидимый, Иже неисчетною Твоею силою вся содетельствовал еси…».

Возглас: «Благодатию, и щедротами, и человеколюбием Единороднаго Сына Твоего…».

Хор: «Аминь».

Священник тайно читает: «Вонми, Господи Иисусе Христе, Боже наш.» и (трижды) тайно – «Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя», и делает три поясных поклона.

Далее священник закрывает Царские врата завесой.

Дьякон: «Вонмем» (призыв молящихся к благоговейному стоянию).

Священник берет Святый Агнец и, поднимая его над дискосом, возглашает: «Святая – святым!»

Это значит, что великая святыня – Святые Дары – могут преподаваться только тем, кто очистился через Покаяние.

Хор: «Един Свят, Един Господь Иисус Христос во славу Бога Отца. Аминь».

Этим ответом верующие исповедуют, что никто из людей сам не может быть святым, и только Один Бог может сделать человека причастником Своей Святости.

Причащение священнослужителей
Хор поет причастен47.

Дьякон – священнику: «Раздроби, владыко, Святый Хлеб».

Священник разламывает Святой Хлеб на четыре части, тихо произнося: «Раздробляется и разделяется Агнец Божий…».

Дьякон – священнику: «Исполни, владыко, святый Потир».

Священник, взяв частицу с надписью ИС, опускает ее в Потир: «Исполнение Духа Святаго».

Дьякон: «Аминь».

И, взяв ковшец с теплотой (горячей водой), дает его священнику со словами: «Благослови, владыко, теплоту́».

Священник: «Благословена теплота святых Твоих…».

Дьякон крестообразно вливает теплоту в Потир: «Теплота веры, исполнь Духа Святаго. Аминь».

После этого священник берет часть Святого Агнца с надписью ХС и разделяет ее на частицы по числу причащающихся священнослужителей. После определенных Уставом священнодействий и молитв все служившие Литургию священники причащаются.

Причащение мирян
Дьякон (и священник), выйдя с Дарами на солею, возглашает: «Со страхом Божиим и верою приступите!»

Хор: «Благословен Грядый во Имя Господне. Бог Господь, и явися нам».

Священник читает молитву пред Причащением: «Верую, Господи, и испове́дую…».

Хор: «Тело Христово приимите, Источника Безсмертнаго вкусите».

После Причащения мирян священник входит в алтарь и по совершении священнодействий на Престоле обращается лицом к молящимся и, благословляя их, возглашает: «Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое».

Хор: «Ви́дехом Свет истинный…».

Последнее явление Святых Даров предстоящим
Священник берет Потир и тихо говорит: «Благословен Бог наш…».

А затем, повернувшись лицом к народу со Святой Чашей, произносит вслух: «Всегда, ныне и присно и во веки веков».

После этого священник несет Святую Чашу на жертвенник, тихо говоря: «Вознесися на небеса, Боже…».

И совершает уставные священнодействия с оставшимися Дарами.

Хор: «Аминь. Да исполнятся уста наша…».

Благодарственная ектенья и заамвонная молитва
Дьякон, став на обычном месте солеи, произносит ектенью: «Про́сти, приимше Божественных, Святых, Пречистых, Безсмертных, Небесных и Животворящих…».

Хор: «Господи, помилуй».

Дьякон: «Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию».

Хор: «Господи, помилуй».

Дьякон: «День весь совершен, свят, мирен и безгрешен испросивше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим».

Хор: «Тебе, Господи».

Священник: «Яко Ты еси Освящение наше…».

Хор: «Аминь».

Священник: «С миром изыдем».

Хор: «О имени Господни».

Дьякон: «Господу помолимся».

Хор: «Господи, помилуй».

Священник в это время спускается за амвон (внизу солеи) и читает заамвонную молитву: «Благословляяй благословя́щия Тя, Господи, и освящай на Тя уповающия.».

Хор: «Аминь. Буди имя Господне благословено отныне и до века» (трижды) и 33-й псалом.

Потребление Святых Даров
Священник с дьяконом Царскими вратами входят в алтарь и после положенных Уставом священнодействий и молитвословий дьякон потребляет оставшиеся после Причащения мирян Святые Дары.

Отпуст
Священник благословляет молящихся, стоя в Царских вратах лицом к ним: «Благословение Господне на вас…».

Хор: «Аминь».

Священник: «Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе».

Хор: «Слава, и ныне. Господи, помилуй (трижды). Благослови».

Священник: «Воскресы́й из мертвых Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, иже во святых отца нашего

Иоанна, архиепископа Константинопо́льскаго, Златоустаго, и святаго (храма и дня), и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец48».

Затем священник дает крест для целования молящимся, после чего осеняет крестом народ и возвращается в алтарь, закрывая при этом Царские врата и завесу.

Хор поет многолетие. Читаются благодарственные молитвы «по святем Причащении».

* * *

26Мартин Лютер (1483–1546) – вождь и идеолог Реформации в Германии, приведшей к появлению немецкого протестантизма (лютеранства). Перевел Библию на немецкий язык. Лейтмотив протестантизма – спасение только верой.
27Сотериология – учение о Спасении.
28Проскомидия (греч. принесение) – первая часть Божественной литургии, на которой приготавливается хлеб (пшеничный дрожжевой) и вино (красное, виноградное, разбавляемое водой) для совершения Таинства Евхаристии. Проскомидия совершается священником или архиереем в алтаре на жертвеннике во время чтения «часов». Для проскомидии используются пять служебных просфор (из первой вырезается Агнец; из второй – частица в память Богородицы; из третьей – девять частиц соответственно в память Иоанна Предтечи, пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, бессребреников, равноапостольных и в память составителя Литургии – Иоанна Златоуста или Василия Великого; из четвертой просфоры вынимаются частицы в память живых; из пятой – в память умерших) и неограниченное число простых просфор, из которых вынимаются частицы за живых и усопших, указанных в записках, поданных верующими для поминовения.
29Заамвонная молитва читается священником в конце Литургии. При этом священник стоит лицом к алтарю за амвоном (если смотреть со стороны алтаря). Заамвонная молитва в составе Литургии известна с VIII в. В ней в сокращенном виде содержатся прошения всех ектений (о Церкви, священниках, мирянах и др.), которые читались во время Божественной литургии.
30Анафора (греч. анаферо – возношение) – главная часть Литургии, во время которой совершается преложение Святых Даров. Называется еще Евхаристическим каноном, Евхаристической молитвой. Начинается возгласом «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие Святаго Духа буди со всеми вами».
31Архимандрит Киприан. Евхаристия. Париж. Ymca-press. 1947.
32Мишна – первая письменная регистрация устного закона еврейского народа.
33Солило – солонка; чаша с соленой водой либо с приправой.
34Опреснок – пресный, бесквасный хлеб.
35В праздник Пасхи и Пятидесятницы пели Галлел, называвшийся малым или египетским и считавшийся особенно содержательным, так как он прославлял исход из Египта.
36Чинопоследование Божественной литургии святителя Иоанна Златоуста.
37Чинопоследование Божественной литургии святителя Иоанна Златоуста.
38Мозарабы – название, данное арабами христианам Испании, оказавшимся после завоевания этой страны под их властью. Мозарабы подразделялись на два класса. Одни, сдавшиеся без всякого сопротивления после битвы при Хересе, оставались собственниками своих земель, платя за них налог в казну. Другие, пытавшиеся сопротивляться, покинули свои поселения или оставались в них в качестве рабов.
39Литургией Преждеосвященных Даров называется священнодействие, во время которого не совершается проскомидия и преложение Святых Даров. Для Причащения Святых Таин используются Дары, освященные прежде – на Литургии святых Василия Великого или Иоанна Златоустого. Современная практика совершения этой Литургии предусматривает служение ее в среду и пятницу седмиц Великого Поста, а также в некоторые другие его дни.
40Святая Четыредесятница – Великий Пост.
41В древней Церкви верующие могли причащаться за каждой Литургией или, по меньшей мере, четыре раза в неделю: в воскресенье, среду, пятницу и субботу.
42До отпадения Западной Церкви от полноты Соборного единства Патриархи Западной (Римской) части империи носили титул «Папа».
43В него входят канон покаянный ко Господу, канон молебный к Богородице, канон Ангелу-Хранителю и Последование ко Святому Причащению.
44Преждеосвященные Дары представляют собой предварительно раздробленные частицы Агнца (Святого Хлеба), пропитанные Кровью Христовой (под видом вина). В день Причастия Святые Дары кладут в Чашу и доливают в нее простое вино, не освященное в Таинстве. Поэтому младенцев, которых причащают только под одним видом – Крови, причастить на Литургии Преждеосвященных Даров невозможно.
45Часть сведений о Причащении больных содержится в главе, посвященной Таинству Покаяния.
46Заупокойная ектенья читается только в оговоренные Уставом дни.
47Причастен – стих, который поется во время Причащения священнослужителей.
48Такой Отпуст произносится в воскресный день при служении Литургии святителя Иоанна Златоуста.

а, содержащая славословие и благодарение Богу (должна быть обращена к Богу-Отцу, хотя, в постановлениях Константинопольского Собора 1156 г. говорится о том, что Евхаристическая Жертва приносится всей Пресвятой Троице).

2. Sanctus (лат. святой) – гимн «Свят, Свят, Свят.».

3. Anamnesis (лат. воспоминание) – воспоминание Тайной Вечери с произнесением тайноустановительных слов Иисуса Христа.

4. Epiclesis (лат. призывание) – призывание Святого Духа на «предлежащие» Дары.

5. Intercessio (лат. заступничество, ходатайство) – молитвы за живых и усопших, составляющих Церковь, с воспоминанием Богородицы и всех святых.

Евхаристический канон

Совершение Святого Таинства начинается возгласом священника «Благодарим Господа», призывающим участвующих в Евхаристии христиан к благодарению, поскольку и Сам Спаситель начал священнодействие Бескровной Жертвы благодарением Своему Отцу.

Хор: «Достойно и праведно есть поклонятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней».

Священник читает тайную молитву: «Достойно и праведно Тя пети, Тя благословити, Тя хвалити, Тя благодарити…».

В этой молитве священник от лица всех предстоящих благодарит Господа за сотворение мира, за искупительный подвиг Его Сына, за все милости, явленные Им роду человеческому и за то, что Ему угодно принять от верующих в Него эту службу.

Священник произносит вслух: «Победную песнь поюще…».

Хор поет слова ангельской победной песни: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, испол нь небо и земля славы Твоея!..».

Во время пения славословия «Свят, Свят, Свят…» священник продолжает читать Евхаристическую молитву: «С сими и мы блаженными Силами, Владыко Человеколюб-че, вопием и глаголем: Свят еси и Пресвят, Ты и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святый…. даде святым Своим учеником и апостолом, рек:

(далее священник произносит вслух слова Спасителя, являющиеся установительными словами Таинства)

«Приимите, яди́те, Сие есть Тело Мое, е́же за вы ломи́мое, во оставление грехов».

Хор: «Аминь».

Священник (тихо): «Подо́бне и Чашу по вечери, глаголя: (и вслух) “Пи́йте от нея вси, Сия есть Кровь Моя Новаго Завета, я́же за вы и за многия изливаемая во оставление грехов”».

Хор: «Аминь».

Возношение Святых Даров

Священник читает тайную молитву: «Поминающе убо спасительную сию заповедь.».

Священник произносит вслух: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся».

При произнесении этих слов дьякон, а если его нет, то сам священник берет правой рукой дискос, а левой (перекрещивая руки) – Потир, поднимая их над Престолом.

Это – возношение Святых Даров в жертву Богу от всех верующих. Слова священника «Твоя» – означают «Твои Дары» (то есть хлеб и вино), а «от Твоих» – от лица Твоих верных и из Твоих многих даров выбранное мы приносим Тебе в благодарственную жертву за всех нас и за все Твои благодеяния прошедшие, настоящие, и будущие.

Преложение Святых Даров

Хор: «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш».

После возношения Даров священник начинает читать молитву эпиклезиса (греч. эпиклезис- призыв), которая вместе с установительными словами является самой существенной частью Анафоры. Эпиклезис – кульминационный момент, центр Евхаристии и всей богослужебной жизни Церкви:

«Еще приносим Ти словесную сию и безкровную службу, и просим, и молим, и ми́ли ся де́ем, низпосли́ Духа Твоего Святаго на ны и на предлежащия Дары сия».

Затем священник с умилением воздевая руки, тихо молится:

«Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим низпосла́вый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящих Ти ся».

Дьякон: «Сердце чисто сози́жди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей».

Оба благоговейно кланяются перед Престолом.

Священник повторяет: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа…».

Дьякон: «Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене».

И снова кланяются перед Престолом.

Священник в третий раз говорит: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа…».

Оба делают третий поклон перед Престолом.

Дьякон, преклонив голову и указывая орарем на дискос, говорит священнику:

«Благослови, владыко, Святый Хлеб».

Священник благословляет Святый Хлеб, произнося:

«И сотвори убо Хлеб Сей, Честное Тело Христа Твоего».

Дьякон, показывая орарем на Потир, произносит: «Аминь. Благослови, владыко, Святую Чашу».

Священник благословляет Святую Чашу, произнося:

«А еже в Чаши сей – Честну́ю Кровь Христа Твоего».

Дьякон: «Аминь».

Священник: «Излиянную за живот мира».

Дьякон: «Аминь».

Дьякон, показывая орарем на Святые Дары, произносит:

«Благослови, владыко, обоя».

Священник, благословляя Святые Дары вместе, говорит тайносовершительную формулу Таинства: «Преложив Духом Твоим Святым».

Дьякон: «Аминь, аминь, аминь».

Оба делают земной поклон.

Дьякон: «Помяни мя, святый владыко, грешнаго».

Священник: «Да помянет тя Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно, и во веки веков».

Дьякон: «Аминь».

По преложении Святых Даров священник тайно молится Богу за причастников, чтобы Святые Дары послужили им во отпущение грехов, а не в суд или во осуждение, и за всех усопших: «Якоже быти причащающимся во трезвение души.»; «Еще приносим Ти словесную сию службу о иже в вере почивших праотцех, отцех…».

Прославление Богоматери

Священник, взяв кадильницу и, покадив ею трижды, особо (слав. изрядно) вспоминает Богоматерь: «Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии.».

Хор поет: «Достойно есть, яко воистину, блажити Тя, Богородицу…».

Поминовение живых и усопших

Затем священник тайно молится, вспоминая святых, спасенных Крестной Жертвой Христа Спасителя, а также поминает живых и усопших:

«О святе́м Иоанне Пророце, Предтече и Крестители, о святых славных и всехвальных апостолех.».

Затем священник произносит вслух: «В первых помяни, Господи, Великаго Господина и Отца нашего Алексия, Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси.».

Хор: «И всех и вся».

Священник продолжает тайную молитву: «Помяни, Господи, град сей, в немже живем…».

Священник произносит вслух: «И даждь нам еди́неми усты́ и еди́нем сердцем…».

Хор: «Аминь».

Священник благословляет верующих: «И да будут милости Великаго Бога…».

Хор: «И со духом твоим».

Приготовление предстоящих к Святому Причащению

Дьякон – просительная ектенья: «Вся святыя помянувше, паки и паки миром Господу помолимся…».

Во время ектеньи священник тайно молится: «Тебе предлагаем живот наш весь и надежду, Владыко Человеко-любче…».

Молитва Господня

Священник: «И сподоби нас, Владыко, со дерзновением, неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога, Отца, и глаголати».

Хор (или дьякон с народом): «Отче наш, Иже еси на Небесех!..».

Далее священник говорит вслух заключительные слова Молитвы Господней: «Яко Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святаго Духа…».

Хор: «Аминь».

Священник: «Мир всем».

Хор: «И духови твоему».

Дьякон: «Главы ваша Господеви приклоните».

Хор: «Тебе, Господи».

Священник тайно читает: «Благодарим Тя, Царю невидимый, Иже неисчетною Твоею силою вся содетельствовал еси…».

Возглас: «Благодатию, и щедротами, и человеколюбием Единороднаго Сына Твоего…».

Хор: «Аминь».

Священник тайно читает: «Вонми, Господи Иисусе Христе, Боже наш.» и (трижды) тайно – «Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя», и делает три поясных поклона.

Далее священник закрывает Царские врата завесой.

Дьякон: «Вонмем» (призыв молящихся к благоговейному стоянию).

Священник берет Святый Агнец и, поднимая его над дискосом, возглашает: «Святая – святым!»

Это значит, что великая святыня – Святые Дары – могут преподаваться только тем, кто очистился через Покаяние.

Хор: «Един Свят, Един Господь Иисус Христос во славу Бога Отца. Аминь».

Этим ответом верующие исповедуют, что никто из людей сам не может быть святым, и только Один Бог может сделать человека причастником Своей Святости.

Причащение священнослужителей

Хор поет причастен47.

Дьякон – священнику: «Раздроби, владыко, Святый Хлеб».

Священник разламывает Святой Хлеб на четыре части, тихо произнося: «Раздробляется и разделяется Агнец Божий…».

Дьякон – священнику: «Исполни, владыко, святый Потир».

Священник, взяв частицу с надписью ИС, опускает ее в Потир: «Исполнение Духа Святаго».

Дьякон: «Аминь».

И, взяв ковшец с теплотой (горячей водой), дает его священнику со словами: «Благослови, владыко, теплоту́».

Священник: «Благословена теплота святых Твоих…».

Дьякон крестообразно вливает теплоту в Потир: «Теплота веры, исполнь Духа Святаго. Аминь».

После этого священник берет часть Святого Агнца с надписью ХС и разделяет ее на частицы по числу причащающихся священнослужителей. После определенных Уставом священнодействий и молитв все служившие Литургию священники причащаются.

Причащение мирян

Дьякон (и священник), выйдя с Дарами на солею, возглашает: «Со страхом Божиим и верою приступите!»

Хор: «Благословен Грядый во Имя Господне. Бог Господь, и явися нам».

Священник читает молитву пред Причащением: «Верую, Господи, и испове́дую…».

Хор: «Тело Христово приимите, Источника Безсмертнаго вкусите».

После Причащения мирян священник входит в алтарь и по совершении священнодействий на Престоле обращается лицом к молящимся и, благословляя их, возглашает: «Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое».

Хор: «Ви́дехом Свет истинный…».

Последнее явление Святых Даров предстоящим

Священник берет Потир и тихо говорит: «Благословен Бог наш…».

А затем, повернувшись лицом к народу со Святой Чашей, произносит вслух: «Всегда, ныне и присно и во веки веков».

После этого священник несет Святую Чашу на жертвенник, тихо говоря: «Вознесися на небеса, Боже…».

И совершает уставные священнодействия с оставшимися Дарами.

Хор: «Аминь. Да исполнятся уста наша…».

Благодарственная ектенья и заамвонная молитва

Дьякон, став на обычном месте солеи, произносит ектенью: «Про́сти, приимше Божественных, Святых, Пречистых, Безсмертных, Небесных и Животворящих…».

Хор: «Господи, помилуй».

Дьякон: «Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию».

Хор: «Господи, помилуй».

Дьякон: «День весь совершен, свят, мирен и безгрешен испросивше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим».

Хор: «Тебе, Господи».

Священник: «Яко Ты еси Освящение наше…».

Хор: «Аминь».

Священник: «С миром изыдем».

Хор: «О имени Господни».

Дьякон: «Господу помолимся».

Хор: «Господи, помилуй».

Священник в это время спускается за амвон (внизу солеи) и читает заамвонную молитву: «Благословляяй благословя́щия Тя, Господи, и освящай на Тя уповающия.».

Хор: «Аминь. Буди имя Господне благословено отныне и до века» (трижды) и 33-й псалом.

Потребление Святых Даров

Священник с дьяконом Царскими вратами входят в алтарь и после положенных Уставом священнодействий и молитвословий дьякон потребляет оставшиеся после Причащения мирян Святые Дары.

Отпуст

Священник благословляет молящихся, стоя в Царских вратах лицом к ним: «Благословение Господне на вас…».

Хор: «Аминь».

Священник: «Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе».

Хор: «Слава, и ныне. Господи, помилуй (трижды). Благослови».

Священник: «Воскресы́й из мертвых Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, иже во святых отца нашего

Иоанна, архиепископа Константинопо́льскаго, Златоустаго, и святаго (храма и дня), и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец48».

Затем священник дает крест для целования молящимся, после чего осеняет крестом народ и возвращается в алтарь, закрывая при этом Царские врата и завесу.

Хор поет многолетие. Читаются благодарственные молитвы «по святем Причащении».

* * *

26

Мартин Лютер (1483–1546) – вождь и идеолог Реформации в Германии, приведшей к появлению немецкого протестантизма (лютеранства). Перевел Библию на немецкий язык. Лейтмотив протестантизма – спасение только верой.

27

Сотериология – учение о Спасении.

28

Проскомидия (греч. принесение) – первая часть Божественной литургии, на которой приготавливается хлеб (пшеничный дрожжевой) и вино (красное, виноградное, разбавляемое водой) для совершения Таинства Евхаристии. Проскомидия совершается священником или архиереем в алтаре на жертвеннике во время чтения «часов». Для проскомидии используются пять служебных просфор (из первой вырезается Агнец; из второй – частица в память Богородицы; из третьей – девять частиц соответственно в память Иоанна Предтечи, пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, бессребреников, равноапостольных и в память составителя Литургии – Иоанна Златоуста или Василия Великого; из четвертой просфоры вынимаются частицы в память живых; из пятой – в память умерших) и неограниченное число простых просфор, из которых вынимаются частицы за живых и усопших, указанных в записках, поданных верующими для поминовения.

29

Заамвонная молитва читается священником в конце Литургии. При этом священник стоит лицом к алтарю за амвоном (если смотреть со стороны алтаря). Заамвонная молитва в составе Литургии известна с VIII в. В ней в сокращенном виде содержатся прошения всех ектений (о Церкви, священниках, мирянах и др.), которые читались во время Божественной литургии.

30

Анафора (греч. анаферо – возношение) – главная часть Литургии, во время которой совершается преложение Святых Даров. Называется еще Евхаристическим каноном, Евхаристической молитвой. Начинается возгласом «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие Святаго Духа буди со всеми вами».

31

Архимандрит Киприан. Евхаристия. Париж. Ymca-press. 1947.

32

Мишна – первая письменная регистрация устного закона еврейского народа.

33

Солило – солонка; чаша с соленой водой либо с приправой.

34

Опреснок – пресный, бесквасный хлеб.

35

В праздник Пасхи и Пятидесятницы пели Галлел, называвшийся малым или египетским и считавшийся особенно содержательным, так как он прославлял исход из Египта.

36

Чинопоследование Божественной литургии святителя Иоанна Златоуста.

37

Чинопоследование Божественной литургии святителя Иоанна Златоуста.

38

Мозарабы – название, данное арабами христианам Испании, оказавшимся после завоевания этой страны под их властью. Мозарабы подразделялись на два класса. Одни, сдавшиеся без всякого сопротивления после битвы при Хересе, оставались собственниками своих земель, платя за них налог в казну. Другие, пытавшиеся сопротивляться, покинули свои поселения или оставались в них в качестве рабов.

39

Литургией Преждеосвященных Даров называется священнодействие, во время которого не совершается проскомидия и преложение Святых Даров. Для Причащения Святых Таин используются Дары, освященные прежде – на Литургии святых Василия Великого или Иоанна Златоустого. Современная практика совершения этой Литургии предусматривает служение ее в среду и пятницу седмиц Великого Поста, а также в некоторые другие его дни.

40

Святая Четыредесятница – Великий Пост.

41

В древней Церкви верующие могли причащаться за каждой Литургией или, по меньшей мере, четыре раза в неделю: в воскресенье, среду, пятницу и субботу.

42

До отпадения Западной Церкви от полноты Соборного единства Патриархи Западной (Римской) части империи носили титул «Папа».

43

В него входят канон покаянный ко Господу, канон молебный к Богородице, канон Ангелу-Хранителю и Последование ко Святому Причащению.

44

Преждеосвященные Дары представляют собой предварительно раздробленные частицы Агнца (Святого Хлеба), пропитанные Кровью Христовой (под видом вина). В день Причастия Святые Дары кладут в Чашу и доливают в нее простое вино, не освященное в Таинстве. Поэтому младенцев, которых причащают только под одним видом – Крови, причастить на Литургии Преждеосвященных Даров невозможно.

45

Часть сведений о Причащении больных содержится в главе, посвященной Таинству Покаяния.

46

Заупокойная ектенья читается только в оговоренные Уставом дни.

47

Причастен – стих, который поется во время Причащения священнослужителей.

48

Такой Отпуст произносится в воскресный день при служении Литургии святителя Иоанна Златоуста.

Комментирование запрещено