Блаженны алчущие и жаждущие правды

Блаженны алчущие и жаждущие правды

Священник Григорий Петров

«Будьте кротки», учил Иисус Христос, – но кротки только с людьми; со злом же в людях уживаться нельзя. Везде и всегда, в себе и в других надо искать правды, и прежде всего – правды. Без правды жизнь человеческая – не жизнь, а звериное житье. Без правды человек думает только о сытости и тепло, теряет достоинство человека, становится животным, грубым скотом. Счастлив поэтому тот, кто не потерял вкуса к правде, кого тянет к ней, как былинку к солнцу. «Блаженны алчущие и жаждущие правды, – говорит Христос-Спаситель, – ибо они насытятся». Блаженны, кто ищет истины, как голодный ищет хлеба или жаждущий – воды.

Когда мы ищем какую-нибудь вещь, мы ее поищем, поищем и если не найдем, забудем. Если же голодный ищет еды, он не забудет свой голод, пока не насытится, и для него в ту пору кусок хлеба или горсть ягод дороже груды золота и всяких почестей. Известен рассказ, как один араб в пустыне потерял коня, должен был идти пешком, а запаса пищи не было. Стало его морить голодом; отощал, еле бредет. Вдруг видит, вдали, на верхушке песчаного холма, мешок чернеет. Бросился бедный араб, развязал мешок, взглянул и с досадой кинул на землю: в мешке было золото, а он думал, что там финики, сушеные плоды. Предложи голодному и жаждущему на выбор еду и воду или поместья, дворцы, чины, власть и отличья, – он от всего откажется, лишь бы стать сытым и напиться. Счастливы, блаженны те, кто так вот, выше всего в жизни, выше богатства, почестей и власти, ставят правду.

Мы много говорим о правде, возмущаемся, что нет ее; но много ли потрачено сил и старания, чтобы она была? Миллионы людей каждодневно, с утра до поздней ночи, не покладая рук, работают, чтобы добыть себе еду: одни гнут спину за сохою, другие задыхаются у станков. третьи закидывают сети в море, четвертые бьют молотом у раскаленного горна. Добычи ради люди ныряют за жемчугом на дно океана, взбираются на неприступные скалы за дорогим пухом боязливой птицы гаги, как кроты роются глубоко в подземельях, добывая золото, серебро и каменный уголь. Те же миллионы людей тратят ли хоть в миллион раз меньше труда на то, чтобы добыть золото правды Божией и жемчуг Христовой любви? Тысячи ученых с большими лишениями проходят безводные пустыни, переплывают бурные моря, перебираются чрез страшные крутизны горных хребтов, чтобы узнать, как там живут неведомые народы. Много ли у нас великих умов, которые, хотя бы сидя на месте, углублялись в думы, как нам свою жизнь лучше устроить? Мы изучили состав солнца, узнали свойства самых отдаленных звезд и не можем часто сказать, каков основной состав истины, каковы свойства ее.

Если мы все свои заботы, усердие и время будем отдавать целиком скоту в хлеве, капусте – в огороде, хлебу – в поле и мрежам – на реке, понятно, дети у нас в доме будут заброшены, и нам не придется ими хвалиться. Так заброшена у нас и правда в жизни; нам не приходится ею хвалиться. Оттого и жизнь у нас тяжелая, все как-то не ладится.

Присмотритесь к жизни самых образованных, просвещенных народов. Как высоко стоит наука! Каше мудрые законы! Сколько богатства стекается в их руки! А в жизни полное неустройство. Один народ теснит и грабит соседей, ради наживы золота и алмазов преступно льет братскую кровь. Другой вооружился с головы до ног, как еж, стальною щетиною и, забыв Христову заповедь любви и прощения, шлет к язычникам своих воинов жечь все, колоть и резать без пощады. В третьей стране различные народности между собою грызутся словно звери; в четвертой – враждебные партии пускаются на всякие гнусности и преступления, лишь бы одолеть противников. Везде – ссоры, ненависть и насилие. Причина одна: нет правды в людях. Другое все есть налицо, но нет правды в человеке и нет мира, согласия в жизни. У нас, конечно, не лучше.

В Евангелии от Луки рассказывается, как однажды пришли некоторые к Иисусу и рассказали Ему о галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: «Думаете ли вы, что эти галилеяне были грешнее всех галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам: но если не покаетесь, есть так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам: но если не покаетесь, все так же погибнете».

Эти слова вполне применимы и к нам. У других народов плохо, но они не грешнее нас. Если не покаемся, – все так же погибнем.

Год от году у нас жизнь становится тяжелее. Народ беднеет. Земля не родит. Заработков меньше. Неустройства растут. Все эти прорухи, даже обеднение земли, все оттого, что не ищем, прежде всего, Царствия Божия и правды Его. Мы, наоборот, прежде всего, ищем того, что должно потом, впоследствии приложиться. Надо посадить яблоню и потом ждать яблок; мы жадно и торопливо ищем и рвем яблоки и думаем, что новая яблоня вырастет сама.

Посудите, как у нас обращаются с землею, с дарами матери-кормилицы. Их всячески грабят и расхищают. Черноземные поля пашут и пашут без передышки, пока их не выпашут и земля не перестанет родить. Тогда ее бросают; она делается негодным пустырем, а люди принимаются за новые места. Там повторяется то же.

Леса вырубаются беспощадно. Где еще недавно шумели вековые боры, теперь часто негде лучины нащепать. От вырубленных лесов мелеют реки, заносятся песком целые округи. Рыба вылавливается хищнически, словно не рыболовы приехали на добычу, а разбойники на грабеж. Выволакивают на берег миллионы пудов; заготовить впрок – нет силы, так рыбу бросают тут же на берегу, и горы ее гниют, являясь печальным памятником хищнического разбоя человека в природе. Отчего все это? Оттого, что нет правды в людях. Если люди живут не совестью, а несытою утробою, если человек для человека только волк, то они, конечно, и к дарам матери-природы будут относиться только по-волчьи: урвал, где можно, кусок пожирнее и беги на новую добычу. Люди без правды Божией в сердце смотрят на жизнь, как на общий разбой: кто кого может, тот того и гложет. Они не понимают, что весь мир есть один великий необъятный храм Божий, что вся жизнь человеческая должна быть одним сплошным богослужением, постоянным служением Богу духом и истиной, что наше сердце – святое святых, престол Божий, где, как в лампаде, должна день и ночь, не потухая, ярко гореть и светиться правда Божия. Блаженны, кто ищут эту правду, как голодный ищет хлеба: они найдут ее, насытятся ею.

Источник: Петров Г. свящ. Беседы о Боге и Божией Правде. Типография Т-ва И.Д. Сытина, ул. Валовая, свой д. – М, 1903. С. 49-55.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.